творчество Веры Орловской > анфас > А. Лой. Предисловие к книге новелл «Свободные от любви»

Предисловие к книге новелл
«СВОБОДНЫЕ ОТ ЛЮБВИ»

Новеллы Веры Орловской обращены к душе человеческой. В них великолепно сочетаются увлекательный сюжет и присущий хорошей литературе психологизм. Темы ее произведений — современные и в то же время вечные: любовь, одиночество вдвоем, непонимание между самыми близкими людьми…

Особенно подкупает то, что, начав читать книгу, трудно оторваться и так и тянет заглянуть в конец, чтобы удовлетворить свое любопытство: а чем же все это закончится?..

Создаваемый писательницей мир одновременно жесток и прекрасен. Совсем юная девушка Таня из новеллы «Entre nous», сталкиваясь с жестокой реальностью жизни, приходит к трагической мысли покончить с собой. «Она прошла в свою комнату и зажгла свет. Какое-то время так и стояла посреди комнаты, словно вспоминала, куда положила нужную вещь, которую необходимо срочно найти, и не решалась двинуться с места. Сколько времени прошло в таком обмороке она не знала. Но тут ее тело начало «самодвигаться» — иначе это не назовешь. Она совершенно спокойно подошла к окну и открыла его — все две половинки. Потом села на подоконник, и, схватившись одной рукой за раму, поднялась на ноги, и все еще держась за окно, теперь взялась второй рукой за верхний край рамы другой створки окна. Вот так с расставленными руками она стояла на подоконнике, как будто хотела закрыть одновременно две половинки окна — за собой. «Уйти, и закрыть за собой, — пронеслось у нее в голове, — уйти и закрыть за собой, как будто никого и не было. Только ступить туда…»

Период вступления молодого человека во взрослую жизнь чрезвычайно сложен и неоднозначен. Здесь и полное отрицание авторитета взрослых, включая родителей, и сверстники, которые предлагают тебе самые разные пути, соблазняя порой на легкую и приятную дорожку, ведущую в бездну. Фактически изнасилованная своим приятелем (неопытные девушки почти не умеют сопротивляться грубому напору более взрослых парней), Таня получает глубокую душевную рану, с которой потом ей придется жить всю оставшуюся жизнь. Очень точно выстраивая психологическую линию душевного развития своей героини, автор приводит ее в общество женщин, не нашедших в мужчинах нежности и понимания, в которых они так нуждались. Таня склоняется к лесбийской любви, у нее появляется подруга. Параллельно с этой линией в новелле развивается и вторая, героиней которой является учительница литературы из Таниной школы, — Лика. Эта рыжеволосая красавица тоже одинока, тоже находится в поисках своей «половинки». А когда, как ей кажется, находит, Кирилл внезапно признается, что он — гей…

Героини Веры Орловской это не ходульные персонажи телевизионных сериалов, а живые, страдающие, любящие или находящиеся в поисках любви женщины, которые, если посмотреть внимательным взглядом, живут и работают рядом с нами, а, быть может, и есть мы сами.

Но писательнице удаются не только женские образы. Главный герой новеллы «Жить больно…» — Стас, хороший питерский парень, получивший в Чечне ранение и страдающий посттравматическим синдромом. Для него мирная жизнь неожиданно оборачивается другой войной, за свою любовь. Удивительно, насколько точно и достоверно удается автору передать чувства своего героя! «И все-таки он выжил там. И хорошо еще, что не убил никого из своих в тот злополучный день, когда после очередного „рейда“ — обнаружения спрятавшихся в селении боевиков, возвращались они в казарму. Сели отдохнуть и перекурить, и вдруг на Стаса накатило: он начал смеяться, как зарезанный, потом схватил свой „калаш“, и наставив его на Женьку, заорал: „Ну-ка на землю, суки чеченские, быстро! Всех перестреляю!“ По идее, кто-то должен был выстрелить в него, чтобы не подвергать опасности жизни других бойцов, но Женька крикнул: „Не стрелять!“ И в ту же минуту, находившийся позади Стаса Фимаков Саня, стукнул его со всей силой прикладом по голове, а потом уже повязали, накинувшиеся на него ребята, и сдали в больничку. Еще после этого приходили проведывать в стационар, где он находился до тех пор, пока доктора решали его судьбу. „Да, что говорить: не ты первый, не ты последний, — сказал ему примирительно Женька“. И похлопал по спине на прощание. Потом Стас оказался в Питере в военном госпитале, где проходил реабилитацию. И здесь, насмотревшись на ребят в инвалидных колясках, с обрубленными под корень ногами, решил, что ему страшно повезло в этой жизни». Полюбив медсестру Настю, Стас спасает ее, вступая в борьбу с наркодельцами, и, тем самым, заново обретает свое место в этом мире.

Свою книгу писательница озаглавила «Свободная от любви» — так называется одна из новелл, героиня которой, старшеклассница Маша, мечется в поисках любви и понимания. Как слепой котенок, девушка тыкается к родителям и сверстникам, однако не находит ответного отклика. Ее мать, после развода с мужем занявшаяся бизнесом, готова давать ей деньги, но не способна просто выслушать и понять, не готова одарить своего ребенка душевным теплом. А когда Маша обращается к отцу, который уже успел обзавестись новой семьей, тот элементарно пытается от нее «откупиться». Одиночество и неприкаянность гонят девушку из компании в компанию, в клубы и на дискотеки, привлекающие молодые души своими дьявольскими соблазнами. «Сейчас Маша рассматривала окружающее пространство, словно, видела всё впервые. Довольно агрессивные яркие цвета, но слишком много и черного, собственно, он, как раз, преобладает. И еще — такое количество металла: Можно подумать, что он создает некую прочность, способную удержать этот мираж, этот „потусторонний“ мир, по отношению к тому миру, что там — за стенами, за музыкой» … «В укромном уголочке стояли девочки, и ученическими проездными карточками разделяли „дороги“. И „спиды“, и „фен“ предварительно делят на количество людей желающих. Это такой белый порошок, его втягивают в ноздрю через свернутую купюру, или просто добавляют в чай, который потом все дружно пьют. Парни говорили Маше, что девушки после „спидов“ настолько заводятся, и становятся сексуально раскрепощенными до такой степени, что малейшее прикосновение к ней вызывает очень бурную реакцию». Вся эта мишурная, сверкающая и агрессивная культура, являющаяся часть реалий большого города, опасная и привлекательная, старается залучить в свои сети неокрепшие души, еще не способные сопротивляться подобным искусам. В какой-то мере девушке везет, и она проходит по лезвию бритвы над пропастью. Но кто знает, что ожидает ее в дальнейшем?..

Вера Дмитриевна Орловская человек в литературе не случайный. Она окончила Литературный институт им. Горького, выпустила книгу стихов «Древо». Ее стихотворения печатались в различных сборниках, представлены в Антологии русского лиризма ХХ века. В последние годы писательница, в основном, тяготеет к прозе. Повесть «Женщина на ветру» была опубликована в журнале «Новосибирск» и получила прекрасные отклики. Читатели, в руки которым попадет новая книга Веры Орловской «Свободная от любви», без сомнения, откроют для себя тонкого, умного и талантливого автора.

Аглаида Лой,
член Союза писателей России.

Купить книгу

© А. Фролов, 2007–, вёрстка и дизайн